- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев

07 февраля 2025
Представители некоммерческих организаций и общественники Воронежской области обсудили последствия использования нецензурной лексики, ее влияние на интеллектуальное и духовное состояние подрастающего поколения, и попытались найти способы решения проблемы, которая разрушает общество и ослабляет нацию.
На площадке Общественной палаты Воронежской области встретились ее участники, а также представители Национальной палаты региона, духовенства, культуры, образования и неравнодушные родители.
Почему проблема с подростковым матом стала острой
Почему эта проблема встала остро именно сейчас, в чём её причины и как с этим бороться?
Модератором панельной дискуссии «Социальная проблема использования ненормативной лексики подрастающего поколения и противодействие её распространению» выступила председатель Общественной палаты Воронежской области Наталия Хван, которая отметила:
—Нецензурная лексика настолько плотно вошла в сознание многих, что даже дети и молодежь не просто выражают свои какие-то эмоции редким ее употреблением, а уже используют мат в обыденной речи, то есть уже думают и говорят на нём. Такая лексика не только неприятна и некрасива, она создает ощущение вседозволенности, что в итоге приводит и к агрессивному поведению, и к неверным действиям и поступкам.
На мероприятии также выступил представитель Воронежской региональной общественной организации Гражданское собрание «ЛИДЕР» — объединяющей предпринимателей Воронежской области. Он рассказал, что в рамках продвижения патриотического проекта «Я наследник героев» по всем воронежским школам области, организаторы проекта столкнулись с тем, что школьники активно используют мат в своей речи:
- Дети говорят на мате так, как будто не знают русского языка. И это страшно. Это значит, что мы теряем русский язык. Мы теряли его из-за активного использования иностранных слов, а теперь еще и из-за активного применения нецензурной лексики. Это что получается? Пройдёт пять — семь лет и, придя в управление, например, ЖКХ, где будут работать вчерашние выпускники наших школ, мы услышим в ответ на наше обращение матерные слова? И тот, кто будет их говорить, даже не поймёт, что то-то не так? Потому что он не научился разговаривать на родном и красивом русском языке. А значит, мы растим поколения, которые начинают терять связь со своими корнями, предками, Родиной. Ибо наша родная исконная русская речь — это речь великих писателей, поэтов, ученых, которых знает весь мир. И это точно не про цензурщину. И что тогда ждет нашу страну, которую сегодня со всех сторон терзает внешний враг? А мы внутри страны бьем друг друга обидными и грубыми словами. А ведь когда-то в школах за грубое слово или проступок виновник получал общественное порицание, недопустимость такого поведения обсуждалась перед классом, школой, родителями. И все вместе искали пути решения, чтобы такого больше не повторил ни оступившийся, ни кто-то другой по его примеру.
Мат — оружие зла
В своей книге Епископ Митрофан «Правда о русском мате» рассуждает о последствиях мата.
Что же такое, собственно, есть мат? Мат с духовной точки зрения — это есть антимолитва. И, как следствие, человек отступает от Бога. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Привычка к мату во многом носит характер зависимости от наркотического вещества: человек уже не может жить без этой подпитки, но плата за это непомерно велика — он лишает себя помощи Божьей.
Особенно опасно находиться в атмосфере матерщины в подростковом возрасте, когда закладываются важнейшие функции организма. Именно здесь кроются столь очевидные проблемы всеобщего нездоровья молодых людей нашего времени.
О том, что сейчас творится со здоровьем наших ребят, говорят факты. Каждый, кто помнит 60—70-е годы прошлого века, засвидетельствует, что ограничение для призыва в армию по состоянию здоровья было крайне редким, и если случалось, то воспринималось как жизненная катастрофа. По сути, это становилось невольным позором для юноши.
На сегодня, по информации Генерального Штаба, примерно 35 % юношей призывного возраста вообще не могут пойти в армию по причине серьезных проблем со здоровьем. Из оставшихся для призыва 65 % приблизительно треть имеет существенные ограничения по несению службы, также связанные с хроническими заболеваниями.
Чтобы было понятно, насколько серьезны те пагубные изменения, которые провоцирует мат в организме человека, вспомним, что человек на 70% состоит из воды, а вода, как известно, имеет способность к восприятию и запоминанию информации. В наше время проведены весьма обстоятельные исследования, показывающие разительные перемены, наступающие в составе воды под воздействием слов, имеющих как положительную, добрую направленность, так и отрицательную, агрессивную, злую.
В Федеральном научном клинико-экспериментальном центре традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России совместно с биофаком МГУ было проведено более 500 опытов с различными людьми, и в зависимости от их внутренних установок, нравственных и этических привычек вода изменяла свои свойства в ту или иную сторону. Также поставили эксперимент с целью еще раз проверить характер перемен, происходящих с водой после воздействия на нее нецензурной брани. Для этого исследователи «обругали» емкости с водой матерными словами. Ставилась задача выявления разницы в свойствах воды, духовно поврежденной матом, и воды, освященной в церкви. Одной и другой водой были политы приготовленные для прорастания семена пшеницы. В результате из тех зерен, которые были политы водой, «обработанной» матом, взошли только 48%, а семена, политые святой водой, проросли на 93%.
От гнилого сердца и слова гнилые (русская поговорка)
Как отмечают социологи, всплеск неудержимого распространения мата в обществе происходит в особые, трагические, переломные и революционные периоды истории. Так было в революционные годы начала XX века, это же повторилось и в «лихие 90-е». Похожая ситуация происходит и сегодня.
В переломные исторические моменты в обществе возникает масштабная потеря прежних ориентиров и острая нехватка подлинных ценностей, незыблемых принципов, то есть наступает массовая дебилизация. При этом наиболее психологически не защищенные социальные слои, такие как молодежь, люди с низким уровнем образования и культуры, стремятся компенсировать возникшую пустоту, как некую защиту, как неосознанный протест против социального давления.
Таким образом нецензурщина восполняет скудость языка, а «междометный» мат для людей с недоразвитой речью становится единственным средством хоть как-то заполнить постоянные запинания при подыскивании нужных слов.
Бывает и наоборот. Изначально способный, талантливый человек, пристрастившись к мату, неизбежно теряет былые навыки полноценной речи. Матерные словосочетания и их примитивные конструкции убивают прежде богатый запас его слов, парализуют способность вызывать их из своей памяти и применять в нужном месте. В результате вся его речь скатывается к отчаянному «тасованию» одних и тех же бранных слов и междометий — к «собачьей лае», как называли мат на Руси и за что некоторые цари официальным указом жестоко карали.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, российское общество сейчас в целом негативно относится к использованию нецензурной лексики в публичных выступлениях, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.
При этом, государственный контроль в этом вопросе присутствовал еще со времен глубокой древности. «Законодатель, — справедливо указывал в IV веке до Р. Х. философ Аристотель, — должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить непременно развивается склонность к совершению дурных поступков».
В дореволюционной России, когда открытый сквернослов был еще в диковинку, поскольку в абсолютном большинстве народ был верующим и боялся совершать такой тяжкий грех, было замечено, что матерщинники часто умирают скоропостижно. Для православного мира того времени это воспринималось как закономерная и заслуженная кара Божья.
В бывшем СССР за произнесение нецензурщины в общественном месте органы правопорядка могли наложить взыскание в виде штрафа без судебного разбирательства.
В законодательстве Российской Федерации нецензурная брань в общественных местах квалифицируется как мелкое хулиганство и влечет наложение штрафа в размере от пятисот до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. В то же время, если оскорбление было нанесено «в неприличной форме» или «содержится в публичном выступлении», то вступает в силу уже УК РФ и полагается «штраф до 100 МРОТ, работы до 120 часов, исправительные работы до 6 месяцев».
Изучающие эту проблему и влияние на психику и здоровья человека ученые убеждены, что воздействие матерных слов на окружающих аналогично пассивному курению, когда от табачного дыма страдает не только курящий, но и люди, находящиеся рядом с ним. Получается, что все становятся «без вины виноватыми», вынужденными терпеть хамство и словесную грязь. А в случае активного и массового распространения нецензурщины во все сферы жизни речь идет уже о здоровье всей нации, о духовном здравоохранении, и здесь необходимы активные и превентивные меры, поскольку проблема сквернословия имеет уже государственный масштаб.
Что для решения проблемы делает государство
Член Национальной палаты при губернаторе Воронежской области Муштарийбону Садиржанова рассказала, как федеральный проект «Навигаторы детства» помогает в борьбе с нецензурной лексикой. Он действует в стране четвёртый год. В его рамках в каждой школе работают советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
— Советники занимаются профилактикой деструктива и экстремизма среди молодёжи, рассказывают школьникам о важном, работают с детьми из группы риска. Например, проводится день правильных слов. В этот день дети соревнуются в знании хороших правильных добрых слов, а победители награждаются призами. Хорошо себя зарекомендовала практика, когда ребёнок читает столько страниц книги в день, сколько ругательств он сказал, - поделилась Муштарийбону Садиржанова.
Другой спикер, председатель комиссии Общественной палаты Воронежской области, основатель и руководитель частной школы Наталья Кириченкова напомнила, что с 1 февраля 2021 года вступила в силу новая редакция Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которая предписывает владельцам социальных сетей фильтровать контент, который выкладывают пользователи, и удалять посты, содержащие мат. По её словам, важно продумать, как существующий закон «довести до ума и сделать так, чтобы он был реализован».
Как удалось отучить детей использовать мат в школе
Наталья Кириченкова поделилась успешным кейсом по искоренению мата в частной школе, в которой она является директором. В договоре с учебным заведением прописаны причины, по которым тот может быть расторгнут, а ученик исключён из школы. Одна из них – использование учеником мата на территории учебного заведения.
- Первый состав учеников в нашей школе использовал мат первые пару недель обучения, а потом перестал. Не совсем, но перестал использовать в школе. Потому что дети поняли, что за невыполнение правил следует наказание. Бывают случаи, когда приходит новый ребёнок и приносит с собой нецензурную лексику. Вызываю его к себе, он объясняет своё поведение тем, что в его прежней школе ему тоже говорили, что матом ругаться нельзя, но при этом полшколы детей ругается и никто из взрослых не реагирует. И ребёнок делает вывод, что все наши призывы, если они не подтверждаются действиями, это просто слова, - делится Наталья Кириченкова.
Также педагог подчеркнула, что в детском саду и начальных классах дети слышат взрослых – своих родителей и других родственников, воспитателей и учителей. Для них есть значимый взрослый. А потому важно с детства прививать им правильные нормы.
Ещё, по мнению специалиста, важно понимать, почему ребёнок ругается матом в том или ином возрасте. В детском саду он это делает, потому что узнал что-то новое. В подростковом обществе ребёнок хочет казаться взрослым и принадлежать к определённому сообществу. Также мат – попросту отражение того, что происходит внутри – эмоциональный выплеск.
Также Наталья Кириченкова рассказала, что «стандартные» реакции родителей на использование мата их ребёнком тоже не эффективны. И сконструировала ситуацию: в компании подростков один ругается матом, а другой – нет, и рассказал об этом своей маме. Эта мама пошла жаловаться к той, чей ребёнок ругается.
-Мама начинает защищать своего ребёнка, который ругался. И даже, если потом наедине она его поругает, он увидел, что мама его защищала, и будет уверен, что ругаться ему можно. Если же мама сразу отругала его при пришедшей родительнице, то подросток может озлобиться и просто перестать общаться с тем ребёнком, который не ругается матом, - говорит педагог.
Что предложили участники дискуссии для борьбы со злом
Перечень идей по борьбе с проблемой предложили многие участники заседания. В их числе - начать с себя. Объединятся и действовать вместе, привлекать на свою сторону других неравнодушных людей. Делать замечания детям и подросткам, которые используют мат, как это было раньше распространено в нашей стране.
- Когда слышу мат, я почти всегда реагирую на него, делаю замечание. В 95% случаев молодёжь реагирует адекватно. Самая негативная реакция в ответ на замечание, с которой я сталкивался: «Это не я говорил, а он» или «Мы это не вам говорим», - поделился исполнительный директор ГС «ЛИДЕР» Игорь Литвинов.
При этом он отметил, что важно понимать, кому делать замечание – выпившему или пожилому человеку делать это бесполезно. Также он посоветовал говорить ругающимся подросткам что-то необычное, чтобы привлечь их внимание. Например, «Ты такой симпатичный, а ругаешься» или «Включи словесный фильтр, ты же в общественном месте».
После докладов спикеров участники встречи собрались в группы и составили конкретный план противодействия мату. Все идеи отработают сотрудники Общественной палаты и составят конкретный план работы для решения этой проблемы и внедрение предложений в общественную практику.