- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев
03 ноября 2014
Не секрет, что чаще успеха в бизнесе добиваются мужчины, несмотря на то, что бизнес-леди в наше время уже перестали быть редким явлением. Тем не менее, в Воронеже есть примеры, когда крупными компаниями руководят представительницы прекрасного пола. Так, единственное в Черноземье предприятие по выпуску мыловаренной продукции – ООО «Финист» – успешно возглавляет Оксана Дегтярева. В интервью корреспонденту сайта Гражданского собрания «Лидер» Оксана Николаевна рассказала о том, с какими трудностями приходится сталкиваться, чтобы «пробиться» на полки супермаркетов, как начать бизнес с нуля и справиться со стрессовыми ситуациями.
– Мужчина и женщина в бизнесе: можно ли говорить о неких принципиальных различиях в стиле работы и способах решения проблем, о том, что кому-то легче или, наоборот, сложнее вести дела?
– На мой взгляд, в бизнесе в большей степени помогают мужские черты характера – напористость, стрессоустойчивость, сила воли, выдержка. Разумеется, женщина тоже может развить в себе эти качества, важно только желание и работоспособность. Ну и, конечно, в любом бизнесе немалую роль играет удача.
– Оксана Николаевна, какие советы Вы бы дали начинающему предпринимателю?
– В России создавать производство с нуля достаточно сложно, по сравнению с европейскими странами, поскольку стоимость заемных средств в российских банках значительно выше. Но с другой стороны, есть и свое преимущество – это огромные рынки сбыта. Освоению этих рынков существенно поможет и выбранная нашим правительством стратегия импортозамещения. Можно привести следующий пример: всего в России производится шампуней в объеме 84 тысячи тонн в год, при этом ввозится из-за рубежа 38 тысяч тонн – это около 45 %. Цифры говорят сами за себя, есть над чем работать. Я уверена, что данную аналогию можно провести в ряде других отраслей.
В первую очередь, я бы посоветовала молодым людям получить качественное образование и научиться работать с информацией. Важно также разобраться, подходит ли предпринимательство конкретному человеку: сможет ли он создавать, руководить компанией, вывести ее на безубыточный режим работы. Если нет необходимых качеств и уверенности в успехе, не стоит открывать свое дело, лучше стать хорошим профессионалом, работающим в коллективе.
Далее нужно выбрать направление бизнеса, которое не только придется по душе, но и принесет прибыль. Лучше вложить средства в серьезные маркетинговые исследования, чтобы выяснить, что продукт действительно будет востребован. И наконец, еще одно слагаемое успеха – трудолюбие, без которого не построить ни один бизнес. Нужно работать хотя бы на несколько часов в день больше обычного, чтобы появились первые результаты.
– А с чего начинается Ваш рабочий день?
– С чашечки кофе и составления плана работы. Хотелось бы начать день с двухчасовой тренировки, но пока не могу себе этого позволить.
– В структурах компании «Финист», претерпевшей за эти годы немало преобразований, Вы работаете достаточно давно. Вас, видимо, многое связывает с этим предприятием?
– Действительно, моя трудовая деятельность на предприятии (это мое первое место работы после окончания института) началась больше 20 лет назад. Видимо, судьба так распорядилась, что я попала на предприятие по производству мыла, и оказалось, что на всю жизнь. Мне очень близко это предприятие, и я с удовольствием сама пользуюсь продукцией, которую мы производим.
В «Финисте» я начинала с рабочих профессий и доросла до собственника предприятия. Смена видов деятельности и кризисные ситуации показали мне, что можно работать в любых условиях и при этом реализовать себя.
За эти годы компания пережила взлеты и падения. Когда я только пришла, это было время расцвета: «Финист» был самым высокодоходным предприятием в мыловаренной отрасли, закупалось современное оборудование, выпускалась новая продукция, сменились поставщики сырья. Затем наступили не столь хорошие финансовые времена, была даже введена процедура банкротства. Но «Финист» удалось спасти: на предприятие пришла передовая команда, у которой было чему поучиться – это были новые формы ведения производства, совсем иной менеджмент. Через некоторое время я уже стала собственником «Финиста» и принимала участие в переносе производственных мощностей за черту города.
– Говорят, что зачастую смена места расположения является по сути перезапуском производства на новом технологическом уровне. Справедливо ли это по отношению к мыловаренному заводу «Финист»?
– В некотором смысле, да. Вообще процесс мыловарения с течением времени остается практически неизменным – такова специфика производства. Однако мы частично приобрели новое оборудование, некоторые процессы стали автоматизированными. Безусловно, это движение вперед, и условия труда на новой площадке сейчас существенно отличаются в лучшую сторону.
– Не сложно работать вдали от областного центра?
– У «Финиста» богатая история. Предприятие существовало еще в XIX веке. Когда-то это здание являлось машиностроительным заводом известного немецкого промышленника Вильгельма Столля. Затем в военное время предприятие работало на нужды обороны, а после войны было перепрофилировано в жиркомбинат. Изначально здание возводилось на окраине города, однако, с течением времени границы Воронежа стали расширяться, и фабрика оказалась в самом центре. То сырье, которое используется в производстве, при обработке выделяет достаточно неприятные, хотя и безвредные запахи. Поэтому такое предприятие в современных условиях уже не могло находиться в городской черте, и было принято решение о «переезде» в Хохольский район. При этом нам удалось сохранить коллектив, рабочие места, а также не останавливать производство.
Новая площадка очень удобна: она расположена всего в 40 километрах от Воронежа и при этом удалена от жилых домов. К тому же, нам приятно работать с администрацией Хохольского района: нет никаких бюрократических барьеров.
– Наверное, нелегко конкурировать с продукцией транснациональных корпораций?
– Прежде всего, нужно иметь хороший продукт – без него никак. Над этим пришлось хорошо потрудиться: были инновационные разработки, мы меняли продукты, которые используются для мыловарения, сейчас развиваем новое направление – производство жидких моющих средств, а также средств по уходу за кожей. Эта линейка будет расширяться и в дальнейшем. Думаю, что со временем «Финист» станет крупным парфюмерно-косметическим комплексом, который будет выпускать широкий спектр и средств личной гигиены и товаров по уходу за домом.
Однако чтобы конкурировать с крупными производителями, также важна цена, реклама и место на полке. Сейчас мы работаем над этой нелегкой задачей.
– «Финист» – единственный производитель мыловаренной продукции на территории Черноземья. Значит ли это, что Вы работаете в «тепличных» условиях с точки зрения конкуренции на рынке? Или здесь есть свои «подводные камни»?
– Сейчас, наверное, ни у одного производителя нет «тепличных» условий. Несмотря на то, что мы действительно одни в ЦФО, работать достаточно сложно. Это связано с тем, что основные рынки сбыта – это сетевой ритейл, который диктует свои условия. Если раньше говорили, что спрос рождает предложение, то сейчас все изменилось. На сегодняшний день рынок буквально перенасыщен продукцией транснационациональных корпораций. Цены на продукцию данных компаний превышают отечественные аналоги в 2-2,5 раза, что дает им возможность выкупать полочное пространство в сетях и проводить рекламные кампании в СМИ.
К сожалению, у рядовых предприятий нет финансовой возможности конкурировать с транснациональными корпорациями и выделять миллионные средства на рекламные мероприятия. Так как наша продукция не разрекламирована СМИ и как следствие не является брендовой, сети либо отказываются с нами работать либо вынуждают нас снижать цена до уровня товара «первой цены». Что в большинстве случает даже не покрывает затрат на производство.
– Думается, что руководство крупной, динамично развивающейся компанией в условиях конкуренции и меняющегося рынка – это достаточно большая ответственность и серьезная нагрузка. Как Вы справляетесь со стрессами?
– В этом мне помогают друзья и коллеги, коллективный подход к решению задач. И нередко в процессе всестороннего обсуждения какой-либо критичной ситуации, выявляется множество путей для ее разрешения, оказывается, что она вовсе не стрессовая, как представлялось раньше.
– В «Финист», помимо предприятия, выпускающего мыло и моющие средства, входила также строительная компания. Почему было принято решение отказаться от проекта?
– Это было интересное направление работы и полезный опыт. В принципе, если понимаешь себестоимость создания какой-либо продукции, то уже не сложно разобраться в другой отрасли. В частности, когда я была генеральным директором строительной компании, было начато возведение жилого комплекса «Финист» на базе нашей бывшей производственной площадки. Дома уже построены, в них живут люди. Однако мы со вторым собственником бизнеса решили разделить эти направления, и сейчас строительная фирма не входит в группу компаний «Финист».
– Сообщалось, что планируется открыть олеохимический кластер. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
– В планах – создание на базе нашего предприятия дополнительного инновационного производства по переработке растительных масел и жирных кислот. Я думаю, что пока рано говорить о какой-то конкретике, поскольку сейчас это только проект. Более детально к этой теме можно будет вернуться через полгода: тогда будет возможность рассказать и о продуктах, которые будут здесь выпускаться, и о производственных мощностях. Пока могу отметить, что это будет продукция, которую на сегодняшний день в нашей стране практически не производят.
Подготовила Елена Жукова для сайта ВРОО «Гражданское собрание «Лидер»