- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев
19 августа 2014
– Анатолий Петрович, Вы принимаете участие в управлении различными бизнесами. Какой из них является основным? Можете ли назвать какое-то дело особенно любимым?
– Якорный бизнес компании на сегодняшний день – строительство. Мне нравятся проекты, которые только формируются и находятся на стадии развития, где можно приложить энергию и силы для их запуска, найти необычные решения и подходы, создать новые продукты.
– Часто ли выпадает свободная минутка, и как Вы предпочитаете проводить свой досуг?
– Самый лучший отдых для меня – поездка с детьми на море или путешествие с друзьями по историческим местам, чтение книг.
– Был ли в Вашей жизни – детстве, юности, в зрелом возрасте – человек, примеру которого Вы следовали?
– Таких людей было немало. Глубокий след в моем сознании оставили наставники в пору комсомольской юности: это Женя и Алексей Волоховы, и многие другие, они служили неким образцом для подражания и учили молодежь того времени «правильным» вещам. В институте куратор группы Владимир Борисович Шер говорил нам: «Ребята, не пейте и не курите до 26 лет, а дальше посмотрите, нужно ли вам это». Советы, пусть и очевидные, но полезные. Основу отношений, формирование жизненных принципов на генетическом уровне, конечно, заложила семья, которой я очень благодарен.
– Вы являетесь председателем совета директоров успешной строительной компании. Как бы Вы оценили сегодняшнее развитие строительного рынка? Есть ли жесткая конкуренция в этом сегменте?
– Я бы не назвал текущую ситуацию жесткой конкуренцией, но соревнование есть… Компании борются за потребителя, предлагая варианты жилья различной ценовой категории – в зависимости от конструктивных решений и подходов к благоустройству территории. В любом случае места в строительном сегменте хватит всем. Хороший «продукт» найдет потребителя.
Строительный рынок Воронежа пока будет развиваться, поскольку он недонасыщен. Временное снижение продаж или, напротив, увеличение еще ни о чем не говорит – это законы жизни любого бизнеса, и ближайшие лет 5-10 средние объемы строительства уменьшаться не будут. Тем более, что ипотека набирает популярность.
– Какие дома сейчас наиболее востребованы в Воронеже?
– Я думаю, что на каждую квартиру есть свой покупатель, ведь цена (а именно она во многом определяет выбор) зависит от места расположения дома, внутренней отделки, наличия лифтов и кондиционеров, состояния кровли, парковочных мест, близости к школам, детским садам и магазинам, транспортной доступности. Это те характеристики, на которые покупатели обращают внимание. И у них сегодня есть из чего выбрать.
– А легко ли приобрести землю и получить разрешение на строительство в нашем городе?
– Участки стоят дорого, но все воронежские строители, насколько я знаю, обеспечены землей на ближайшие 3-4 года, а кто-то – и на более длительный срок.
Покупая землю (в целом процесс подготовки под строительство занимает до 2,5 лет), необходимо предусмотреть, что можно и нужно будет на ней построить. Например, в законодательстве сейчас есть норма: одно парковочное место на одну квартиру. Но парковки практически не покупаются, поскольку люди вкладывают значительные средства в приобретение жилья. В результате дворы заставлены автомобилями. В Отрадном мы решили данную задачу, и автовладельцам здесь достаточно комфортно, а в других микрорайонах это становится проблемой, с которой пока трудно справиться. Думаю, что потребность в парковках через несколько лет возрастет.
Насколько я знаю, в Старом Осколе машины, припаркованные на тротуарах и газонах, эвакуируют.
– «Инстеп» ведет также строительство в Липецке, Курске и Ельце – насколько рентабельны эти проекты?
– Намного менее рентабельны: логистика, определенные сложности с оформлением документов, цены ниже. На мой взгляд, этот рынок сложнее освоить, но мы решили выйти на него, потому что в свое время не хватало земли, и нужна была загрузка производства. Сейчас строим порядка 100 тыс. квадратных метров жилья в год.
– Планируется ли в дальнейшем расширять географию строительства?
– Кардинально – нет.
– В СМИ появлялись новости о том, что Вы готовы продать Инвестиционную палату. Так ли это и с чем связано такое решение?
– Мы можем продать любой свой бизнес, если найдется покупатель, который предложит хорошую цену. Мы всегда сможем начать новое дело: есть возможности, ресурсы, а самое главное – молодые кадры.
– Вы являетесь генеральным директором ЗАО «Холод». В последнее время много говорится о том, что воронежской продукции сложно конкурировать в борьбе за место в торговых сетях с другими брендами. Как Вы думаете, с чем это связано? Сталкивается ли Ваше предприятие с такой проблемой?
– К сожалению, глобализация убивает небольшие производства и снижает качество продукции, а федеральные сети заставляют нас покупать низкопробные продукты по высоким ценам.
Были случаи, когда торговые сети задерживали платежи, и мы прекращали с ними сотрудничество. Если местные торговые сети лояльно относятся к воронежским производителям, поскольку видят качество продукции, то федеральные становятся для нас головной болью. Например, они требуют вознаграждение в размере 17 % от оборота, помимо оплаты за то, что товар попадает на полку. За счет чего это сделать?
В областной Думе я поднимал вопрос о том, что если каким-либо предприятиям даются льготы на территории нашего региона – например, при предоставлении земли, то эти компании по мере возможности должны пользоваться воронежскими товарами в своем производстве. В частности, при строительстве сельхозобъектов в нашем регионе использовали железобетонную продукцию из Белгородской области, а сейчас мы добились того, что приобретается местная, воронежская.
– Являясь депутатом областной Думы, Вы стали инициатором важных законодательных изменений. Одно из недавних предложений – ужесточение административной ответственности за эксплуатацию транспортных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах и уровень шума которых превышает установленные нормативы. Почему Вы решили обратиться именно к этим вопросам?
– Шум по ночам – это просто неуважение к другим, и нарушителей нужно ограничить в их неумеренности. Создана рабочая группа совместно с очень деятельным и активным человеком Татьяной Дмитриевной Зражевской – Уполномоченным по правам человека в Воронежской области.
Мы хотим добиться, чтобы заработала эффективная система воздействия на нарушителей, которые не уважают права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации: право на благоприятную окружающую среду, право на отдых.
Эта борьба ведется несколько лет, повышение штрафов лишь малая часть в этой борьбе, потребуется еще время, но мы доведём эту работу до конца.
– Какие проблемы, актуальные для Воронежской области, на Ваш взгляд, в большей степени требуют законодательного решения?
– Думаю, что это, в первую очередь, уборка мусора, капитальный ремонт зданий, снос ветхого и аварийного жилья, новые инвестиции, экологические проблемы, озеленение города.
– В июне этого года строительная компания ООО «Инстеп» профинансировала ремонт подъездного пути к главному корпусу Областной детской клинической больницы им. Бурденко. Какие еще социальные проекты Вы поддерживаете, в том числе являясь участником Гражданского собрания «Лидер»?
– Не правильно трубить и хвалить себя за точечные проекты, мы гордимся длящимися проектами, действующими при поддержке «Инстеп» и «Инвестиционной палаты». Например, проект «Открытое пространство» (www.otkrytoe-prostranstvo.ru), который дает возможность всем желающим побывать на выступлении лучших лекторов России или посмотреть их выступление в записи. Искусство, история, кино, химия, биология – список тем обширный.
Также этот проект реализует идею сохранения традиции школьного образования 80-х гг.: в поддержку школьным учителям для подготовки к урокам мы размещаем на сайте проекта «Открытое пространство» видео семинары, которые читают ведущие эксперты в различных областях знаний и расширяют школьный курс образования по истории.
В рамках участия в «Лидере» ведется поддержка программы «Социальная реклама», цель которой – привлечение внимания воронежцев к проблемам современного общества, укрепление семейных ценностей, популяризация здорового образа жизни. Планируется, что в скором времени на улицах города появятся новые билборды.
Подготовила Елена Жукова для сайта ГС "Лидер"