- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев
24 июня 2022
В этом году Россия с размахом отмечает 350-летие со дня рождения великого реформатора, который вывел страну на новый уровень во всех сферах жизни. Российский император Петр I заложил основы современного государственного устройства, создал регулярную армию, учредил новую систему образования. Именно при нем открылись первые культурные учреждения: музей «Кунсткамера», общедоступная библиотека и Академия наук. И одно из главных его достижений – строительство военно-морского флота, которое открыло для страны новые возможности.
О рождении флота в Воронеже рассказал Владимир Глазьев - доктор исторических наук, декан исторического факультета ВГУ.
Трудно найти в нашей стране того, кто бы не слышал о том, что Воронеж – колыбель русского флота. Важную роль в этом сыграл великий император династии Романовых Петр I. Именно он стал одним из тех людей, кто начал строить флот России на территории города. Но почему именно Воронеж? Что подвигло Петра Великого проделать сотни километров к югу для осуществления морского ремесла?
Северное Причерноморье в то время считалось территорией крымских татар и турок. У Азовского моря, где впадал Дон, находилась турецкая крепость Азов, которая и закрывала выход в море. Император еще задолго до начала строительства ремесла планировал завоевать те места. Но ему долгое время не удавалось одержать победу над турками, которые держали оборону у города. Одной из причин этому было отсутствие флота у русской армии.
Петр I принимает глобальное для страны решение: нужно строить флот. В Воронеже в то время как раз жили ремесленники, работающие именно в сфере строительства флота, что и нужно было Петру. Кроме того, важным фактором еще послужило и наличие лесов вокруг города. Корабли в восемнадцатом веке строились из дерева, а для создания хорошего военного флота требовалось сотни тысяч единиц стволов. Именно в Воронеже можно было найти нужное количество и качество деревьев.
В строительстве кораблей принимало участие около трех тысяч человек. Трудились как обычные местные работники, так и корабельные мастера, которых приглашали работать из других городов. Петр Первый лично принимал участие в постройке кораблей и занимался их оснащением.
За небывалый по тем временам срок, всего через несколько месяцев, на воду начали ставить первые корабли. Это были парусные галеры, имеющие несколько пушек и вмещающие экипаж до двухсот пятидесяти человек: «Святой Марк», «Святой Матвей» и «Принципиум». А еще и «Апостол Петр», на борту которого находились 36 пушек. Во втором петровском походе на Азов принимали участие два военных корабля, два десятка галер, 4 бандера, более пяти сотен струг, 130 плотов и около четырех десятков мореходных лодок. И этот поход увенчался успехом: крепость сдается, а Россия прорубает «окно» на юг. Петр анализирует недостатки флота и отправляется учиться корабельному делу за границу, приглашает в Воронеж немецких мастеров.
Позднее, в 1700 году на воду выходит уникальный 58-пушечный парусный линейный корабль «Гото Предестинация». Тогда это произвело большое впечатление на иностранных дипломатов. Также он стал первым судном 4 ранга по британской системе 1706 года. Известно, что чертежи корабля принадлежали Петру I. Всего в Воронеже построили 118 кораблей с 1696 по 1722 годы.
Событие состоялось по инициативе общественной организации «Наша история» при поддержке ГС «ЛИДЕР».