- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев
19 октября 2022
Об инклюзиве в истории театра, важности театрального искусства и миссии для людей рассказала актриса театра и кино, педагог по актерскому мастерству и руководитель воронежского инклюзивного «Театра равных» Анна Гребенщикова:
- "Театр равных" – это уникальный инклюзивный воронежский культурный проект, актёрами которого являются обычные молодые люди и юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья. Днём рождения Театра считается 4 июня 2014 года, когда творческий коллектив представил свой дебютный спектакль "Кот на крыше" на суд зрителей. Премьера, доказала необходимость подобных проектов.
До последнего времени у нас практически не обращали должного внимания на ребят с ограниченными физическими возможностями. В частности, в Воронеже, в столице Черноземья на момент старта нашего проекта было огромное количество разнообразных событий, но без учета интересов «особых» людей. Нашим замыслом мы решили доказать, что в творчестве все равны. Главное, чтобы была тяга к искусству и неважно, можешь ты ходить или нет, плохо слышишь или не очень хорошо видишь. В процессе работы над спектаклями для ребят проводят различные тренинги и мастер-классы, встречи с известными деятелями культуры.
За 8 лет своей деятельности театр становился участником и победителем различных театральных фестивалей, в том числе международных - Платоновского фестиваля искусств, танцевально-театрального фестиваля "Rаmpenlichter", фестиваля театра для детей "Большая перемена". В допандемийные времена он был одним из самых гастролируемых театров Черноземья.
Сейчас возраст участников проекта – от 16 до 34 лет. В числе наших актеров есть ребята с ДЦП, эпилепсией, задержкой психического развития, с замедленным ростом и с другими проблемами со здоровьем.
Мы занимаемся полной интеграцией ребят с ограниченными возможностями здоровья в обычную культурную среду, на равных с остальными актерами. В самом начале я, как педагог, пыталась с ними договориться, задавая вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Может как-то по-особенному?» Но все они хором ответили, что хотят быть на равных. В ходе тренингов я убедилась, что ребята готовы к полноценной работе. И в итоге распределение ролей, текста у нас абсолютно равноправное.
- Откуда вообще возникла идея таких проектов?
- Инклюзивный театр - разновидность социального театра, подразумевающего использование игровых практик и пластических тренингов в качестве инструментов психологической, социальной и ментальной терапии. Первый инклюзивный театр появился в середине прошлого века в столице Великобритании - Лондоне. В 1974 году композитор и музыкант Джо Коллинз и учитель Мэри Уорд создали экспериментальный театр, который объединял бы всех и был доступен каждому. В начале 80-х годов впервые в спектакль был включен мальчик с церебральным параличом. С этого момента началась деятельность сегодня уже масштабной театральной компании Chickenshed.
- Как это направление пришло в нашу страну?
В России первые предпосылки "особого театра" появились в СССР. В 60-х годах композитор Соловьев-Седой создал "Театр мимики и жеста". В советское время был актерский курс в Щукинском театральном училище под руководством Бориса Захавы. Выпускниками данного курса впоследствии и был образован первый в стране и в мире профессиональный театр глухих. Театр был необычайно популярен.
В 2011 году руководитель независимого "Театра.doc" Елена Гремина на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым с деятелями искусств представила проект "Театр плюс общество". Суть проекта состояла в том, чтобы государство поддержало негосударственные театры на условиях работы их с обществом. Результатом этого проекта стала работа девяти театров с социальными группами по всей стране. Со временем социальные проекты стали делать и в государственных театрах. На данный момент социальная культура театров находится в активной позиции по отношению к инклюзивным театрам. У людей с ограниченными возможностями появился шанс для успешной интеграции в социум.
За последние семь лет Россия сделала значительный шаг в сторону работы с инклюзией и поддержкой некоммерческих организаций, благотворительных фондов, которые всячески способствуют работе с социальными группами общества. Опыт серьезной работы инклюзивных театров в нашей стране можно отсчитывать, начиная с 2012 года, сегодня уже прочно сформирована площадка и появились профессиональные кадры для работы в подобном направлении.
- Какую задачу ставят перед собой идеологи подобных проектов?
- В числе крупных инклюзивных театральных проектов в нашей стране можно назвать такие, как Театр-студия "Параллельный мир" (Ижевск, Удмуртская республика). Здесь нашли возможность для творческой самореализации 14 ребят в возрасте от 7до 32 лет с различными формами ограничения здоровья.
Инклюзивный народный художественный театр "Статус" (Уфа, Башкирская республика) - совсем молодой театр, в нем участвуют как люди с ограниченными возможностями, так и без каких-либо отклонений, как профессиональные актеры, так и непрофессиональные.
Театр "Пиано" (Нижний Новгород) - является структурным подразделением школы-интерната для глухих детей. За свою 30-летнюю историю Театр «Пиано» стал участником более 50 международных театральных фестивалей и акций в 15 странах мира. Здесь реализуется уникальная образовательная модель взаимодействия с социумом. Актёры театра – глухие дети – создают сценическое и вокруг сценическое пространство, яркий и полноценный художественный мир, создавая безбарьерную среду для всех категорий зрителей-участников. В задачи театра «Пиано» входит творческая и социальная реабилитация детей-инвалидов по слуху посредством приобщения к театральному искусству.
И таких театров в нашей стране сегодня уже не мало. Театр с участием актеров с ОВЗ выполняет функцию включающего сообщества и комплексно решает проблемы развития человека, мерилом которого становится творчество. В театральной деятельности, если она учитывает законы развития человека, культуры, общества, происходит поиск новых и возрождаются забытые формы театральной культуры.
Не менее важная задача - формирование зрительской аудитории, которая не только интересуется творчеством людей с особенностями развития, но и способна разделять и поддерживать гуманистические ценности в реальной повседневной жизни. Я убеждена, что театральное искусство людей с особенностями развития, находясь на пересечении социальной и культурной областей, способно инициировать появление сообщества, построенного на ценностях не в плане потребления, а разделяющего определенные гуманистические ценности, не связанные с социальным, политическим или идеологическим статусом и свободного от различных предрассудков.
Справка ГС ЛИДЕР:
«Театр равных» – это уникальный культурный проект, дающий возможность непрофессиональным актерам, в том числе людям с ограниченными возможностями, раскрыть свой талант на сцене. Гражданское собрание «ЛИДЕР» поддерживает коллектив с 2015 года. За прошедшее время Театр сделал большой шаг на пути своего творческого развития, значительно расширил репертуар, стал делиться собственным опытом реализации инклюзивных проектов.