- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев
30 августа 2022
Программа для детей, рассказывающая о корнях нацизма и его последствиях в наши дни, подготовили активисты региона.
С 1 сентября школы станут уделять больше времени патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Мероприятия, направленные на изучение истории страны и воспитание патриотизма, проводились и раньше. Но с нового учебного года для школьников будут выделены дополнительные учебные часы для того, чтобы повышать грамотность и понимание причин и последствий важных вех нашей истории.
Речь о новых проектах, которые планируется запустить в школах, шла на встрече с завучами районных и городских школ в Воронежском институте развития образования им. Н. Ф. Бунакова. Расскажем о некоторых новых проектах для школьников и остановимся подробнее на одном из них - региональном проекте, подготовленном совместными усилиями ООО НПФ «Экобиотехнология», Гражданского собрания «ЛИДЕР» и департамента образования Воронежской области.
О новых школьных проектах
Наверное, уже многие знают о том, что в первый учебный день каждой недели перед первым уроком в школах будут проводить церемонию поднятия флага Российской Федерации. Об этом ещё весной сообщал Минпросвещения. Торжественные линейки будут проводиться с нового учебного года.
Ректор Воронежского института развития образования Александр Митрофанов призвал завучей к тому, чтобы эта церемония не превращалась в мероприятие «для галочки». Честь поднятия флага, например, может быть доверена учащимся, которые чем-то отличились в учёбе, спорте или внеклассной работе. Эта процедура может стать дополнительной мотивацией для ребят в достижении высоких целей.
Также в новом учебном году школьников ждёт серия внеклассных занятий «Разговоры о важном». На это мероприятие выделяется 34 учебных часов в год. Проводить разговоры будут классные руководители, которые познакомят детей с общественно-политической жизнью страны, событиями региона. Ребята смогут принимать самое активное участие в этих уроках – не просто слушать, а задавать вопросы, обсуждать и высказывать собственные точки зрения.
«Разговоры о важном» будут проводиться в одни и те же даты по всей стране. Темы занятий разработаны Минпросвещения.
Ещё одно новшество этого года – введение в российских школах и техникумах с 1 сентября новой должности: советник директора по воспитательной работе. По-другому эта должность звучит как «Навигатор детства». Задачей этих специалистов станет поддержка, развитие традиционных для той или иной школы направлений воспитательной деятельности (патриотическое, экологическое, творческое, спортивное и т.д.). Также навигаторы будут выступать со своими инициативами по организации воспитательной деятельности для школьников.
«Я наследник героев и я против нацизма»
О ещё одном проекте для школьников, разработанном на региональном уровне, стоит рассказать поподробнее. Он призван осветить для подрастающего поколения все аспекты темы нацизма: истории и причины его возникновения, и чем его последствия страшны для человечества. Не секрет, что эта тема особенно остро звучит в последние полгода, с начала специальной военной операции в Украине. Также целью проекта является демонстрация героизма россиян, показ того, на что может ориентироваться подрастающее поколение, чем может и должно гордиться.
- Идея проекта родилась в этом году на молодёжном образовательном форуме «Молгород», - рассказал исполнительный директор Гражданского собрания «ЛИДЕР» Игорь Литвинов. – Мысль организовать для школьников выставки, посвящённые теме нацизма, который процветает и в наши дни, предложил руководитель ООО НПФ «Экобиотехнология» Михаил Фёдоров. Идею поддержали департамент образования, науки и молодежной политики региона и «ЛИДЕР». Также к новому проекту присоединились члены историко-патриотического поискового объединения «Дон». Все вместе мы развили идею, предложили проводить не только выставку, но и вовлекать ребят в исследования героических фактов о своих родственниках и земляках, показывать документальный фильм о событиях, которые предшествовали Великой Отечественной войне, непосредственном ходе войны и истории последующих взаимоотношений России и Запада. А еще проводить классные часы и встречи с ветеранами – очевидцами и участниками военных конфликтов. Так путём мозгового штурма родился историко-просветительский проект под названием «Я наследник героев и я против нацизма».
Подробнее о проекте рассказал председатель регионального отделения «Российского движения школьников» Денис Припольцев.
- Проект предполагает погружение и вовлечение школьника к осознанию проблем нацизма, - отметил Денис Витальевич.
Мероприятия состоят из нескольких блоков. Сначала школьники увидят документальный фильм, подготовленный Гражданским собранием «ЛИДЕР» и студией «Губерния», познакомятся с реальными историческими фактами о зарождении и развитии нацизма, обсудят увиденное.
Второй блок предполагает посещение ребятами выставки, на которой школьники познакомятся с фактами нацизма прошлого и в наши дни.
Третий блок – это классные часы, где педагоги обсудят с ребятами впечатления от услышанного и увиденного, ответят на вопросы школьников.
Кроме того, детей ждут встречи с ветеранами боевых действий, в том числе и теми, кто принимал участие в специальной военной операции и может рассказать о том, что видел своими глазами. Также на встречи планируют приглашать беженцев из Донецкой и Луганской народных республик, которые расскажут о пережитом.
Проект ориентирован на школьников в возрасте от 14 лет и старше. В сентябре и октябре первые мероприятия в рамках проекта «Я – наследник героев и я против нацизма» проведут с ребятами из Рамонского и Богучарского районов. Затем школьники из других районов смогут стать участниками проекта.
Как в воронежских школах организовано патриотическое воспитание?
Мы поговорили с завучами школ из некоторых районов Воронежской области и Воронежа, задали им вопросы о том, как в их учебных заведениях организована патриотическая работа со школьниками; насколько, по их мнению, нужен и важен пилотный проект «Я наследник героев и я против нацизма», а также о том, какие вопросы волнуют школьников в связи со специальной военной операцией, продолжающейся на Украине.
Лубкова Надежда Егоровна, Бобровская школа №1, замдиректора по воспитательной работе:
- Проект о нацизме очень важен. Ведь он аккумулирует все наработки на эту тему, которые до сих пор существовали в разрозненном формате. А после просмотра фильма, посещения выставки и беседы с ветеранами у детей сложится цельное и собственное представление о том, что есть нацизм. Если это пройдёт одновременно во всех школах в начале года, то это будет хорошим началом дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
У нас в школе уже налажена патриотическая работа со школьниками. Более 10 лет проходит вахта памяти и баскетбольный турнир, посвящённый Алексею Боеву. Это ученик нашей школы, который во вторую чеченскую войну погиб при борьбе с террористами.
После начала специальной военной операции мне было достаточно сложно как классному руководителю говорить с детьми о том, что происходит. Ведь 11 класс – это возраст, когда дети не приемлют авторитетов, просят не навязывать им своё мнение. И у меня был урок мужества. Мы пригласили в класс отца одного из наших учеников, который участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. Он пришёл с еще одним мужчиной, спецназовцем. Они показали детям парашют, ещё какое-то оборудование, рассказали, как это работает.
А затем наш гость сказал детям: «Теперь задавайте вопросы». Такая встреча - в интересном формате, в неформальном общении, - прошла на «Ура». При этом он не навязывал ребятам своё мнение, а просто объяснял, почему именно так он считает. Ребята прониклись большим уважением и доверием, и, думаю, что именно в таком формате легче достучаться до их душ и сердец, чем в процессе рассказа непосредственно учителем. Эта встреча нормализовала обстановку в классе. А наш гость оставил свой номер телефона и предложил ребятам звонить, если у них появятся ещё вопросы для обсуждения.
Людмила Николаевна Воробьёва, учитель иностранных языков Данковской школы, Каширский район:
- В школе ведётся очень активная работа по привитию детям патриотизма. Мы проводим мероприятия в честь Дня Победы, встречи с ветеранами, к нам приходят участники военных событий в Афганистане.
В свете последних событий считаю очень актуальным разговор о нацизме и нацистах. Думаю, что наши учителя вместе с учениками с удовольствием примут в нём участие. Особенно актуален для нас этот проект в связи с тем, что в нашей школе обучаются дети, приехавшие из ДНР.
Они, кстати, очень отличаются от наших школьников - очень тихие, напуганные, с мгновенной реакцией на громкие звуки. Ребята рассказывали, что их школу разбомбили, а русский язык был давно запрещён. Многих вещей они не знают, потому что образовательная программа была другой. Например, они мало знали о Великой Отечественной войне, и практически ничего о роли нашей армии в победе. В украинских учебниках просто нет такой информации.
Детям из нашей школы будет полезно узнать о нацизме и о том, к чему он может привести. Мы стараемся воспитывать в наших учениках сострадание, и этот патриотический проект поможет в нашей работе. Конечно, он полезный и важный.
Люлина Екатерина Леонидовна, МБОУ СОШ №12 , заместитель директора по воспитательной работе:
- В нашей школе проводятся все мероприятия в рамках федеральной и региональной программы. У нас есть школьный музей, есть юнармия, есть патриотическая работа, связанная с поисковым отрядом и многое другое.
На мой взгляд, патриотических мероприятий много не бывает, а проект «Я наследник героев и я против нацизма», безусловно, будет полезен детям, думаю, и взрослым тоже. Тема очень актуальна. Дети живут в современном обществе, в информационном поле. У них возникает огромное количество вопросов, на них надо давать сбалансированный, грамотный, компетентный ответ. Один из самых распространенных вопросов: что такое нацизм и чем он отличается от национализма? Где эта грань? Об этом часто спрашивают дети среднего и старшего звена. Для большинства людей на бытовом уровне не понятно, что нацизм имеет несколько жестких определений, которые были определены после Нюрбергского процесса. Поэтому нацизм часто путают с национализмом.
Второй вопрос – где морально-этическая грань в отстаивании своей национальной идентичности не в ущерб другому человеку? Ответ такой - в русской культуре уже всё заложено. В ней многое связано с нравственными и моральными законами общества. Нравственный закон звучит так: не навреди ближнему, а твои действия не должны мешать другому.
Рачковская Валентина Васильевна, Воробьевский район, Березовская СОШ:
- Я замдиректора по воспитательной работе, учитель русского и литературы, классный руководитель в 7-ом классе. У нас в школе работает патриотический клуб «Будущий воин», с ребятами занимаются подготовкой перед поступлением в военные институты. Ещё у нас есть проект, в рамках которого школьники пишут письма ребятам, проходящим службу в армии. Мы приглашаем родителей солдат-срочников и зачитываем вслух письма, которые они в свою очередь пишут детям. Поэтому патриотическое воспитание в нашей школе на высоком уровне.
Приятно видеть, что эта работа имеет свои результаты. Например, однажды мы пришли в Дом культуры и увидели на одном из стульев нарисованную свастику. Дети очень этим возмущались. И мы даже всем классом её оттирали. Поэтому, я считаю, должно быть больше патриотических проектов, в том числе и таких, которые рассказывают об ужасах нацизма. Замечательно, если дети больше узнают об этом.
Думаю, дети в последнее время стали серьезнее, у них больше вопросов появляется. Был период, когда история могла трактоваться как угодно. Можно было выбирать тот или иной учебник, где одни и те же события описывались по-разному. А сейчас история одна. Но у детей всё равно есть вопросы, почему учебников было столько, почему в одних учебниках так пишут, а в других по-другому. Я говорю ребятам, что надо смотреть фильмы, снятые раньше. В них история была запечатлена так, как было на самом деле. Ведь их снимали люди, которые видели все ужасы войны, и они рассказывали всё, как было. В них и содержатся ориентиры, на которые надо опираться и сегодня.