- О ЛИДЕРЕО ЛИДЕРЕ
- Участники
- Информация Информация
- ПроектыПроекты
- ЖенсоветЖенсовет
- ФотогалереяФотогалерея
- ВидеоВидео
- Контакты
- Я наследник героев
09 октября 2014
Как показал состоявшийся в этом году впервые фестиваль «Дни архитектуры в Воронеже», организатором которого выступил Проектный институт «Гипрокоммундортранс», жителей областного центра интересует настоящее и будущее архитектурного облика нашего города. Какие требования предъявляются к строительству современных домов? Не слишком ли «застроен» Воронеж? Каким образом можно решить проблему пробок? Об этом мы поговорили с генеральным директором ЗАО Проектный институт «Гипрокоммундортранс» Екатериной Алексеевой.
– ЗАО Проектный институт «Гипрокоммундортранс» обладает богатой и продолжительной историей. Екатерина Борисовна, как бы Вы оценили его вклад в развитие нашего города? Какие знаковые объекты появились благодаря работе института?
– В этом году исполнилось 47 лет с момента создания «Гипрокоммундортранс». И за эти годы только в Воронеже при участии Проектного института было построено порядка 120 дорог, мостов, транспортных развязок, путепроводов, около 30 медицинских, учебных и спортивных заведений, более семи миллионов квадратных метров жилья, административные здания и торговые центры. Из наиболее знаковых объектов можно выделить Центр Галереи Чижова, торгово-развлекательный центр «Арена», новое здание прокуратуры, Камерного театра, учебную базу МЧС, набережную Массалитинова и многое другое.
– Каковы основные направления деятельности «Гипрокоммундортранс» сегодня?
– Мы имеем допуск на все виды работ по проектированию, в том числе памятников историко-культурного наследия, а также особо опасных и технически сложных объектов. Кроме того, на базе института создан «Центр экспертизы «Приоритет», выполняющий экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий в строительстве и промышленной безопасности.
– В каких регионах работает Проектный институт? Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких и масштабных проектах последних лет.
– В Центральном, Северо-западном, Южном и Приволжском федеральном округах, не так давно сотрудники «Гипрокоммундортранс» участвовали в проектировании одной из больниц в Москве, санатория для сотрудников МЧС в Пятигорске. В рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм мы принимали участие в реконструкции железнодорожных вокзалов в Туапсе, Лазаревское и Сочи. Сейчас наши специалисты проектируют гостиницу Hampton by Hilton в Волгограде. Также мы работаем в Брянске, Курске, Липецке и других городах.
– Екатерина Борисовна, наверняка по роду своей деятельности Вы много путешествуете. Архитектура какого города Вам особенно запомнилась и почему?
– Путешествую я действительно много, и говорить об архитектуре городов с историей можно бесконечно. Как можно сравнить прекрасный Париж с вечным Римом, с Лондоном, Прагой, Веной… Архитектура европейских городов необыкновенна и незабываема, особенно «старые кварталы».
Недавно я была в Баку и осталась в полном восторге от органичного соединения старого города с абсолютно футуристичными, невероятно сложными современными зданиями – такими, как пламенеющие башни. Над созданием этой красоты работают известные архитекторы. Например, потрясающий Центр Гейдара Алиева (культурный центр, включающий в себя аудиториум, музей, выставочные залы и административные офисы) построен по проекту Захи Хадид. Зачастую туристы приезжают в столицу Азербайджана, чтобы посмотреть именно на него. Еще в Баку примечательна станция метро «Ичери шехер» архитектора Ирины Лихтенберг. Это бакинский ответ пирамиде Лувра в Париже – бескомпромиссная новизна в контрасте с чарующей древностью. Привлекает внимание международный центр мугама. Это одно из самых европейских, современных, самых актуальных зданий города. В Баку совсем недавно открыт новый терминал аэропорта – весь из стекла, очень комфортный для пассажиров.
– А как бы Вы оценили архитектуру нашего города?
– Хотелось бы видеть в Воронеже больше новых интересных примечательных зданий, и мы как профессионалы должны вносить свой вклад в создание привлекательного образа города. На мой взгляд, надо обязательно сохранять объекты исторического наследия, но при этом строить современные здания, которые будут гармонично вписываться в уже существующий облик Воронежа и притягивать внимание горожан и гостей города.
Я люблю Воронеж и вижу, что с каждым годом он развивается, меняется к лучшему. Это отмечают не только воронежцы, но и гости города. Например, они отмечают наличие парков и скверов, что очень важно.
– Если говорить о зеленых зонах, достаточно ли их в нашем городе?
– В Воронеже порядка 60 скверов, аллей и парков. Но многие из них неблагоустроенны. По всему миру парки являются частью имиджа городов. В любом мегаполисе парки и скверы – это одни из самых популярных и посещаемых мест. Причем, это раньше парки были лишь местом, где растут деревья и расставлены лавочки. Сейчас же они могут быть настоящими произведениями искусства, архитектуры и инженерной мысли. Отрадно, что работа в этом направлении ведется. Реконструированы парки «Аллые паруса», им. Дурова («Живых и мертвых»), «Победы», скверов им. Бунина и на Минской (с Лебединым озером), проведена санация Кольцовского сквера, парка «Орленок» и т.д. Но скверы, парки могут быть полифункциональны. Например, разработанный нами проект подземной автопарковки по улице Кирова, 6. В него включены как уже неоднократно использованные технологии, так и новые, впервые применяемые в Воронеже. Для инвалидов в проекте предусмотрен лифт. Предполагается, что въезд на парковку будет производиться с улицы Пушкинской, чтобы не затруднять движение автомобилей по Кирова. Также предполагается создание красивого зеленого островка на месте старого сквера над парковкой: с аллеями, фонтаном, беседками и игровыми площадками. Мы уделили особое внимание досуговым зонам и учли, как взрослые, так и детские интересы. Планировочная структура обеспечивает удобный отдых и движение пешеходов. Поскольку сквер примыкает к интенсивной транспортной магистрали (ул. Кирова), на первом месте – обеспечение защиты от вредного воздействия газов, шума с помощью плотной полосы растений по периметру и создание комфортных условий пребывания горожан. В проекте предусмотрена система автоматического полива, а высота насыпного грунта составляет 1 метр, что вполне достаточно для произрастания выбранных растений.
– Многие воронежцы считают, что город уже застроен до предела, и скоро не останется земли под строительство. Так ли это? Есть ли еще «свободная» земля, и в каких районах наиболее целесообразно возводить жилье?
– Центр города на самом деле достаточно плотно застроен, и здесь сложно что-то придумать еще. Выход может быть найден в освоении новых территорий, в частности, тех микрорайонов, которые не так давно вошли в городскую черту – например, можно строить насыщенные объектами жилые кварталы в Отрадном, Шилово, Масловком, Озерки. Есть свободные участки земли под жилищное строительство в Северной Отрожке.
Что касается сноса ветхих домов, то это направление сейчас актуально, но, к сожалению, пока не очень выгодно инвесторам – слишком много обременений. Но если строительные компании заинтересуются этими землями, то в любом случае на месте старых домов не должны появляться многоэтажки «окна в окна».
– Каково, на Ваш взгляд, качество возведения современных домов?
– Всегда хочется желать лучшего, но сейчас есть тенденция к тому, что наши заказчики при строительстве кварталов задумываются о том, что жизнь здесь должна быть комфортной – нужна парковка, детский сад, школа, парк... Еще 5-6 лет назад эти вопросы старались обходить, а сейчас от этого уже никуда не уйти. Продается не просто квартира в доме, а комфортная для жизни среда.
– Одной из самых актуальных проблем в нашем городе остается состояние дорог и пробки. Какое решение данной проблемы сможет стать оптимальным для Воронежа?
– Чтобы избавиться от пробок на дорогах, нужен целый комплекс мероприятий – это и строительство развязок, и подземных паркингов, и структуризация общественного транспорта, развитие велоинфраструктуры. Все это есть в планах городских и областных властей. И много уже делается.
Конечно, одними развязками полностью проблему не решить, но, тем не менее, и они зачастую помогают разгрузить ту или иную магистраль. Теоретически, для окупаемости строительства развязок, можно провести платную дорогу под землей, по 3 полосы в каждом направлении. Увести коммуникации в коллекторы, что позволит их ремонтировать и иметь к ним постоянный доступ без ремонтных работ и постоянного их раскапывания и закапывания. На 2 уровне дороги провести монорельсовую дорогу, а основную бесплатную дорогу покрыть светопрозрачной крышей из пластика, чтобы зимой дорогу не заносило и не было необходимости ее постоянно чистить, тем самым еще более усугубляя дорожную обстановку. 1 полосу в трехполосной платной дороге выделить под машины скорой помощи, пожарные автомобили и общественный транспорт (это освободит трафик на бесплатной дороге). К примеру, в Москве есть уже платные дороги, одна из них – это дорога, введенная в эксплуатацию и соединившая МКАД и Минское шоссе в объезд пробки в Одинцово. Длина этого участка дороги составляет 18,5 километров, за проезд по которому автолюбители платят 150 рублей днем и вечером, а с полуночи и до утра – 80 рублей.
Возможно, в Воронеже и открыть метро. Я знаю, что сейчас в этом направлении ведется работа, оцениваются затраты, плюсы и минусы такого решения. С осторожным оптимизмом можно говорить о строительстве станций и линии мелкого заложения – в 10-15 метрах под землей – это дешевле.
– ЗАО Проектный институт «Гипрокоммундортранс» занимается вопросами реставрации памятников. В каком состоянии находятся памятники в нашей области? Какие объекты были отреставрированы в последние годы, и над чем сейчас ведется работа?
– Те памятники истории и культуры, которые находятся под шефством больниц и других учреждений, как правило, находятся в удовлетворительном состоянии. Те же, что в частном использовании – нередко в плачевном. Но стоит отметить, что внимание к вопросам их реставрации в последнее время возросло. В частности, по нашему проекту был реконструирован Каменный мост и ряд других объектов.
– Как бы Вы оценили уровень подготовки специалистов в области строительства в Воронеже?
– В нашем городе есть талантливые архитекторы, пусть не мирового уровня, но обладающие профессиональными навыками и творческим мышлением. Но, мне кажется, что им не хватает «полета фантазии», многие из них стесненны рамками, канонами. На мой взгляд, необходимо чаще посещать международные специализированные выставки, лекции, семинары, мастер-классы. А что касается других направлений, то Воронежский ГАСУ – сильный специализированный вуз. Проводится много форумов, фестивалей с образовательной программой, конкурсов, способствующих росту профессионализма у молодежи. Уже несколько лет как возобновили работу строительные отряды. Более того, я считаю, что при приеме на работу молодого специалиста, компания должна позаботиться о повышении квалификации нанятого сотрудника, конечно, если она думает о развитии предприятия. У нас, в «Гипрокоммундортранс», есть программа развития молодых специалистов, и работает система наставничества.
– В этом году «Гипрокоммундортранс» выступил в роли организатора фестиваля «Дни архитектуры в Воронеже». Удалось ли осуществить все, что было задумано?
– Стоит отметить, что в обществе возрос интерес к Воронежу и его облику – причем не только со стороны профессиональной общественности, но и простых горожан. Фестиваль проводился как дискуссионная площадка для широкого круга заинтересованных лиц. Были затронуты многие вопросы градостроительства и создания городской комфортной среды. Были организованы интересные мастер-классы и лекции, выставки из фонда музея архитектуры и фотовыставки воронежских фотографов, показы фильмов об архитектуре, а также автобусные и пешие экскурсии. Его аудитория оказалась разнообразна – это как представители профессионального сообщества, так и простые горожане, которым интересна история Воронежа и небезразлично его будущее. «Дни архитектуры в Воронеже» – это наш первый столь масштабный опыт, и я надеюсь, что в следующем году мы его повторим.
Подготовила Елена Жукова для сайта ВРОО «Гражданское собрание «Лидер»